пятница, 26 апреля 2013 г.

Biography







Год рождения 1941. Учился в детской музыкальной школе по скрипке. Учился в муз. училище, но не окончил его, т.к. был призван в армию. Работал музыкантом в оркестрах духовых и эстрадных.
Свою церковно-певческую деятельность Борис Михайлович Феоктистов начинал с общецерковных послушаний: сторожил, дворничал, был алтарником и псаломщиком в Московских храмах. Посещал монастыри, как поломник. В Псково-Печарской обители общался с о. Иоанном (Крестьянкиным),о. Олипием (Вороновым), в Почаевской Лавре и Соловецком монастыре (тогда ещё закрытом). В Спасо-Преображенской пустыни (под г.Ригой) посещал о. Тавриона. В 60-70 годах нёс послушание в Троице-Сергиевой Лавре на просфирне, под началом игумена Викторина, совмещая с пением на клиросе в Московских храмах. Факультативно занимался на регентских курсах г. Москвы и Московской епархии. Параллельно с регентским делом начал заниматься духовно-музыкальными сочинениями, которые исполнялись московскими регентами (Н.В.Матвеевым, Н.С. Георгиевским и др.) за богослужением. Затем продолжил свою композиторскую деятельность, написав сочинения для фортепиано, вокалистов (романсы), для симфонического оркестра. Написана музыка к фильму о А.С.Пушкине (где принимал участие художник Д.Белюкин), а также к юбилейному году1000-летия Крещения Руси. В дальнейшем написана Героико-эпическая опера «Илья Муромец».
Как дирижёр, Б.М.Феоктистов создал концертный хор для выступлений в духовных концертах, а также на фестивалях церковной музыки и диаконского искусства. На фирме «Мелодия» этим хором были записаны произведения русских церковных классиков: «Литургия св.Иоанна Златоустаго» муз. С.В. Рахманинова, а также сочинения А.В.Никольского, В.С.Калинникова, П.Г.Чеснокова, А.Т.Гречанинова, К.Н.Шведова.
В Новоспасском монастыре была сделана запись заупокойной службы («Панихида»). Так же фирмой «Мелодия» записано сочинение в авторском исполнении «Литургия св. Иоанна Златоустаго» и «Патриаршее облачение». В Доме звукозаписи была сделана запись «Великой Панихиды» («Парастас»).
В 1993 году Святейший Патриарх Алексий II был на открытии выставки в Манеже, посвящённой 65-летию убиения царской семьи и хор, под управлением автора, был приглашён для исполнения заупокойных песнопений «Вечная память всем за Веру и Отечество убиенным» («Парастас»). Б.М.Феоктистов принимает участие как композитор, музыкальный редактор и режиссёр в подготовке и проведении Рождественских фестивалей, устроителем которых является ООД «Россия Православная». Издательством «Купина» выпущено в свет сочинение Б.М.Феоктистова «Патриаршее облачение», посвящённое Его Святейшеству Святейшему Патриарху  Алексию II и приуроченное к 40-летию служения Его в Архиерейском сане.
Автор награждён Святейшим Патриархом Алексием II орденом преп. Сергия Радонежскаго. Так же автор имеет общественные награды.
        
Year of birth 1941. He studied at the children's music school by violin. He studied at the music. school, but not graduated from it, because he was called into the army. He worked as a musician in the orchestra wind and pop music.
His Church choral activities Boris M. Feoktistov started with General Church obediences: guarding, was the janitor, was an altar boy and Psalm-reader in the churches of Moscow. Visited monasteries, as pilgrim. In the Pskov-Pechorsky monastery communicated with spiritual father  Ioahnn (Krestiankin),spiritual father Olipij (Voronov), the Pochayiv Lavra and Solovki monastery (was closed). In the Spaso-preobrazhenskaya pustyn'  (near Riga) visited O. Тavrion. In the 60s and 70s bore obedience in the Holy Troice-Sergieva Lavra doing prosphoras, under the guidance of hegumen Viktorine, combining singing on the kliros in the churches of Moscow. Optional he Regent courses of Moscow and the Moscow diocese. In parallel with the choir directing thing started spiritual-musical compositions, which were performed by Moscow Regents (N.V.Matveev, N.S George and others) during the Liturgy. Then continued his compositional activities, writing compositions for piano, vocalists (romances), for orchestra. Composed music to the film about Pushkin (participating artist D.Beljukin), as well as to the jubilee году1000 anniversary of the Baptism of Rus. Further written Heroic epic Opera «Ilya Muromets».
As a conductor, Boris Feoktistov created the concert choir to perform in spiritual concerts and festivals of Church music and art of deacon. On the firm «Melody» this choir were recorded works of classics of Russian Church: «the Liturgy of St. John Chrysostom» muses. S.V. Rachmaninov, and also compositions А.V.Nicolskyj, V.S.Kalinnikov, Chesnokov, Grechaninov, Shvedov.
In the new monastery of the Saviour was made to write a Requiem («Requiem»). As the firm «Melody» written an essay in the author's performance «the Liturgy of St. John Chrysostom» and «Patriarchal vestments». In the House of record was recorded as «the great Requiem» («Parastas»).
In 1993, his Holiness Patriarch Alexy II was at the opening of the exhibition in the Manege, dedicated to the 65th anniversary of the murder of the Imperial family and choir, under the baton of the composer, was invited for the execution of doleful songs «Eternal memory to all for the Faith and Fatherland victims» («Parastas»). Feoktistov participate as a composer and music editor and Director in preparing and conducting the Christmas festivals, the organizer of which is the Orthodox Russia. Publishing house «Kupina» published an essay Feoktistov «Patriarchal vestments», dedicated to His Holiness Patriarch Alexy II and dedicated to the 40th anniversary of His Ministry in the dignity of Archbishop.
The author was awarded his Holiness Patriarch Alexy II with the order of St. Seraphim. Sergius Radonezhsky. The author has a public awards.

Boris Feoktistov.Opera "Iliya Muromets",Gimn Rossija Pravoslavnaja



Boris Feoktistov.Parastas.Great Funeral Service


Н. Гуляницкая. Nova musica sacra: жанровая панорама
В заключение сошлемся на «Парастас» Феоктистова, заупокойную службу на церковно-канонические тексты. Соответствующий по тек-стомузыкальному духу обстановке храма, этот цикл, как и многое у нас, мог бы украсить и серьезный духовный концерт. В звучании древних песнопений этой службы заложен смысловой и эмоциональный потенциал. И музыка этого композитора дает почувствовать энергию вечности и бесконечности в чреде сменяющихся антиномичных образов: жизнь-смерть, земля-небо, тьма-свет... Феоктистову удается найти такие выразительные средства, которые, будучи рационально организованными, звучат как эмоционально непосредственные.
Уместно процитировать о. Павла Флоренского: «Слишком усиленное подчеркивание смысла, так сказать "разжевывание" его, неизбежно сообщает службе — хотя бы не было сказано ни слова — характер рацеи и решительно отвращает душу от молитвы, ибо вся служба освещается каким-то холодным рационалистическим светом электричества» («Наброски о богослужении», 1912. XII.1). Так вот этого характера «рацеи» в сочинении Феоктистова нет, а молитвенный дух, христиански небезнадежный, освящает и осветляет партитуру Парастаса.

Борис Феоктистов.Патриаршее облачение.Литургия св.Иоанна Златоуста.