Н. Гуляницкая. Nova musica sacra: жанровая панорама
В заключение сошлемся на «Парастас» Феоктистова, заупокойную
службу на церковно-канонические тексты. Соответствующий по тек-стомузыкальному
духу обстановке храма, этот цикл, как и многое у нас, мог бы украсить и
серьезный духовный концерт. В звучании древних песнопений этой службы заложен
смысловой и эмоциональный потенциал. И музыка этого композитора дает
почувствовать энергию вечности и бесконечности в чреде сменяющихся антиномичных
образов: жизнь-смерть, земля-небо, тьма-свет... Феоктистову удается найти такие
выразительные средства, которые, будучи рационально организованными, звучат как
эмоционально непосредственные.
Уместно процитировать о. Павла Флоренского: «Слишком
усиленное подчеркивание смысла, так сказать "разжевывание"
его, неизбежно сообщает службе — хотя бы не было сказано ни слова — характер рацеи
и решительно отвращает душу от молитвы, ибо вся служба освещается каким-то
холодным рационалистическим светом электричества» («Наброски о богослужении»,
1912. XII.1). Так вот этого характера «рацеи» в сочинении Феоктистова нет, а
молитвенный дух, христиански небезнадежный, освящает и осветляет партитуру
Парастаса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий